Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Практика

В настоящее время в Республике Узбекистан на завершающем этапе строительства правового государства и гражданского общества планомерно реализуются принципы статьи 13 Конституции устанавливающей, что демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами. Являясь основным двигателем реформ, государство, по ст. 14 Конституции Республики Узбекистан, строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

Одним из неотъемлемых экономических прав человека, является право на собственность и возможность ею свободно распоряжаться. Как нам достоверно известно, в Узбекистане, вопросам защиты права собственности уделяется особое внимание. В частности, в действующее законодательство внедрен эффективный механизм позволяющий собственнику, защитить своё исключительное право собственности от неправомерных притязаний других лиц, в том числе, и в судебном порядке. Как известно материальные блага (вещи) подразделяются на движимое и недвижимое имущество. К недвижимому имуществу относятся: участки земли, недра, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При этом право собственности и другие вещные права на недвижимость, возникновение, переход, ограничение и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации. Имущество, не относящееся к недвижимости, признается движимым имуществом. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В соответствие с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 483 от 19.10.2004 года и приказом Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру № 55 от 13.05.2008 года, регламентирующего порядок оказания кадастровых и регистрационных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ташкенте, функции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выполняет государственное унитарное предприятие «Служба землеустройства и кадастра недвижимости», которое также комплексно оказывает услуги по изготовлению кадастровой документации на недвижимое имущество.

Приказ Госкомземгеодезкадастра «О реорганизации территориальных подразделений» подготовлен во исполнение п.13 «Программы мер по реализации приоритетов и направлений социально-экономического развития Госкомземгеодезкадастра в 2008 году», утвержденной 18 февраля 2008 года Информационно-аналитическим департаментом по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров Республики Узбекистан, согласно которому Госкомземгеодезкадастр должен в 2008 году осуществить внедрение системы оказания кадастровых и регистрационных услуг в «одно окно».

Данное мероприятие полностью отвечает важнейшим приоритетам программы социально-экономического развития страны на 2008 год, определенным на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 8 февраля 2008 года, а именно: «поддержка и стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг и надомного труда как важнейшего направления улучшения занятости населения и повышения его благосостояния», а также «углубление реформ и дальнейшая либерализация экономики, налогово-бюджетной политики, опережающее развитие рыночной инфраструктуры».

При подготовке приказа был проведен анализ нормативно-правовой базы, в том числе ведомственной, регулирующей деятельность в сфере кадастра и регистрации недвижимости, изучены причины, тормозящие внедрение в практику ведения кадастра и регистрации системы «одного окна», основанной на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также причины недостаточно эффективной деятельности кадастровых служб.

Актуальность и необходимость внедрения системы «одного окна» еще раз подтверждается решением заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2008 года, на котором было отмечено, что «продолжают иметь место необоснованные бюрократические барьеры при выделении неиспользуемых земельных участков для создания новых предприятий, в том числе с участием прямых иностранных инвестиций, их кадастровом оформлении, получении разрешений на строительство и подключении к сетям инфраструктуры».

Справедливость данной критики подтверждается рядом случаев необоснованного затягивания сроков выполнения кадастровых работ и оказания регистрационных услуг в регионах республики, зачастую из-за несогласованности действий кадастровых служб и регистрационных офисов, в том числе и по причинам личного характера.

Как показали данные мониторинга внедрения результатов проекта технического содействия ЕвропЭйд «Регистрация земли в Узбекистане – фаза 3», до настоящего времени практически ни в одном регионе не введены полностью в действие компьютерное оборудование и программное обеспечение, предназначенные для использования в качестве единой системы кадастра и регистрации, т.е. налицо отсутствие не только организационного, но и технологического взаимодействия между кадастровыми службами и регистрационными офисами.

Такое положение не только не способствует, но и явно тормозит внедрение информационно-коммуникационных технологий ведения кадастра и регистрации недвижимости, значительно затрудняя также реализацию системы «одного окна».

Подготовка приказа вызвана необходимостью обеспечить юридически и организационно внедрение системы оказания кадастровых и регистрационных услуг в «одно окно», что приведет к значительному сокращению сроков и повышению качества оказываемых услуг.

При подготовке проекта приказа были учтены рекомендации проекта технического содействия ЕвропЭйд «Регистрация земли в Узбекистане – фаза 3», опыт ряда европейских стран (Голландии, Литовской Республики), а также стран СНГ (Армении, Молдовы, Кыргызской Республики) по внедрению системы «одного окна» в сфере кадастра и регистрации недвижимости.

Принятие приказа о реорганизации территориальных органов позволила ускорить внедрение системы «одного окна» при оказании кадастровых и регистрационных услуг, сократить штат технического и обслуживающего персонала, уменьшить объем и сроки прохождения документооборота, повысить уровень материально-технического обеспечения всех подразделений, осуществить скорейший переход к полной компьютеризации производства и оказанию интерактивных государственных услуг в сфере кадастра и регистрации недвижимости.

Принятие приказа также способствовала реализации ряда других мероприятий, предусмотренных «Программой мер по реализации приоритетов и направлений социально-экономического развития Госкомземгеодезкадастра в 2008 году», создаст организационно-технологическую базу для реализации Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», внесение проекта которого на рассмотрение Кабинета Министров и Олий Мажлиса предусмотрено в 2008 году Программой законопроектной работы Правительства на 2008 год.






Опрос



 




Полезные ресурсы
  • Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру
    http://ygk.uz
  • Хокимият города Ташкента
    http://toshkent.uz
  • Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда
    http://ek.uz
  • Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
    http://press-service.uz
  • Портал государственной власти Республики Узбекистан
    http://gov.uz
  • Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
    http://parliament.gov.uz
  • Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
    http://senat.uz
  • Министерство экономики Республики Узбекистан
    http://mineconomy.uz
  • Министерство финансов Республики Узбекистан
    http://mf.uz
  • Министерство внутренних дел Республики Узбекистан
    http://mvd.uz
  • Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
    http://mfa.uz
  • Министерство юстиции Республики Узбекистан
    http://minjust.uz
  • Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан
    http://mfer.uz
  • Законодательство Узбекистана
    http://lex.uz
Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech